Сочинение в жанре дневниковых записей.
Дневник буквально переводится с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.
Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных или периодических записей, в которых описываются современные события.
М. Волошин писал: «Где-то я встречал такую мысль: молитва имеет тот смысл, что это отчет о прожитом дне, самопроверка. Я начинаю этот дневник с тем, чтобы он заступил мне место молитвы. Я чувствую, что последнее время... я чрезвычайно мало подвинулся в своём развитии и самосознании. Пусть этот дневник послужит искусственным фактором к развитию самосознания. Это одна причина. Другая же та, что мне интересно сохранить себе себя и свою жизнь».
Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.
Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:
а) исповедь — самооценка своей деятельности,
б) анализ событий дня,
в) портретная зарисовка,
г) эмоциональное самовыражение,
д) рефлексия,
е) размышление над увиденным и услышанным.
Признаки дневника как жанра:
- каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате,
- известная отрывочность записей,
- зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий,
- преобладание самих фактов над их осмыслением,
- категоричность и неаргументированность общих оценок,
- иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений,
(Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя)
- дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным,
- дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям.
Сочинение в жанре дневниковых записей может быть двух типов:
· дневник, написанный от Вашего лица - литературный, путевой,
· дневник, написанный от лица литературного героя.
Специфика сочинения в жанре литературного дневника в том, что произведение Вы давно уже прочитали и никакого дневника в ходе чтения не писали. Ваша задача - создать иллюзию протяженного чтения, показать процесс, а не результат. Вы «читаете» книгу и фиксируете непосредственные впечатления от прочитанного в дневнике. Вы можете «читать» не каждый день, можете прерывать «чтение» для обращения к биографии писателя, другим произведениям, справочной литературе. Ваши впечатления о герое могут меняться в ходе «чтения». Всё это должно быть зафиксировано в дневнике. Ваши литературные записи могут перемежаться бытовыми зарисовками, раздумьями, отступлениями, что придаст Вашему дневнику личностное начало. Естественно, что выбранная Вами книга и записи о ней являются свидетельством Вашего духовного уровня: «...ничто ведь не дает такой возможности точно судить о духовном уровне человека, как дневники и письма».
Дневник, написанный от лица литературного героя, - это дневник-стилизация, который предполагает хорошее знание текста, психологии героя, умение передать речь персонажа.
Если дневник человека - это «инобытие личности» (Ю. М. Лотман), то на время написания дневника Вам надо стать Печориным или Грушницким, Болконским или Безуховым. При этом следует помнить, что не все литературные герои склонны вести дневник. Будет ошибкой, если Вы напишите дневник от лица Обломова (герой романа И. А. Гончарова давно «отвык деловые письма писать», не то что дневник), но вполне естественен дневник Ольги Ильинской и Андрея Штольца.
Памятка по написанию сочинения в жанре дневниковых записей:
1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.
2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.
3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.
4. Вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.
Особенности написания сочинения в жанре рекламы.
Слово "реклама" в переводе с французского обозначает "выкрикиваю". Реклама прошла огромный путь от объявлений на дощечках и папирусах до телевидения и электронных картин на улицах.
Реклама – жанр сочинения, содержащий актуализацию спроса рекламируемого, его популярность, обладающий рекомендательным характером, привлекающий броским, необычным названием, показывающий достоинства рекламируемого, содержащий аргументы в пользу того, что рекламируется.
Жанр рекламы отличается лаконичностью, ёмкостью, доступностью содержания. Высказывание в этом жанре обращено к определённому кругу лиц, поэтому в нём должны быть названы те люди, кому предназначено рекламируемое. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются во 2-м лице множественного числа или в 1-м лице единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами. Сообщение пишется для широких слоёв населения и должно быть понятным всем и каждому, потому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго. Не рекомендуется также "перегружать" текст цифрами.
Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:
1. Необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Заголовок должен быть броским, интригующим, вызвать живой интерес. Он может быть вопросительным, восклицательным, провокационным. В нем должна содержаться основная мысль сочинения.
2. В сочинении не должно быть слишком много абзацев (достаточно трех при небольшом объеме). Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов.
3. Если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время.
4. Все самое важное должно быть в начале или в конце текста сочинения.
Создавая текст рекламы, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ:
а) в сочинении в жанре рекламы нецелесообразно анализировать эпизоды, нужно лишь упоминать о событиях, необходимых для раскрытия темы, и давать им оценку,
б) используемые цитаты не должны быть громоздкими,
в) можно давать не только свою оценку той или иной проблемы, но и приводить мнение по тому или иному поводу известных критиков, тем самым побуждая читателя самому разобраться в проблемах,
г) нецелесообразно пересказывать текст или отдельные эпизоды, это сделает рекламу объёмной и громоздкой.
Особенности написания сочинений в жанре письма.
"Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь" (И. С. Ожегов).
Письмо действительно существовало как особый литературный жанр уже в античные времена (Цицерон, Сенека) и достигло своего расцвета где-то в XVIII веке (Свифт, Руссо, Гете). В этот же период времени появляются произведения, построенные в форме переписки действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме.
Эпистола (лат. epistola – письмо) - литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определённого предмета. Первая русская эпистола написана В. К. Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое "Письмо о пользе стекла" Ломоносова. Эпистолярная форма – композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Таковы: "Письмо русского путешественника" Н. М. Карамзина, неоконченный роман в письмах А. С. Пушкина, повесть Ф. М. Достоевского "Бедные люди".
Письмо - это некий разговор с отсутствующим, в котором мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого предполагаются.
Для эпистолярного жанра характерно наличие обращений, вводных слов, риторических обращений и вопросов, употребление местоимений, индивидуальность слога пишущего, эмоционально окрашенные слова, краткие и ясные фразы.
Жанр письма используется писателем в художественных произведениях для раскрытия внутреннего мира героя, его глубинной сущности.
Письмо, как и дневник, отражает внутренний мир пишущего, мельчайшие душевные движения автора, но, в отличие от дневника, письмо предполагает наличие получателя - адресата и отправителя - адресанта. Таким образом, важнейшая функции письма - коммуникативная и информационная.
В своё время А. П. Чехов отмечал, что "письмо вставляет автора в рамки -
это главное".
Пишущий сочинение в жанре письма должен постоянно помнить об этих рамках:
Рамки формальные: начало письма - обращение к адресату, конец письма - прощание с ним, постоянные обращения адресанта к адресату в тексте письма, дата написания письма, место письма и т. д. Но соблюдение внешнего эпистолярного этикета не сделает Ваше сочинение письмом.