Алгоритм работы над сочинением – рассуждением

Вы можете ознакомиться с примерами вопросов теста, но пройти его полностью и получить сертификат об обучении можно только после регистрации или авторизации.
Литература

Дорогие ребята! Из всех жанров школьного сочинения: повествования, описания, рассуждения – последний самый сложный.
Во-первых, потому, что требует от пишущего не только возможности грамотно выражать свои мысли, но и наличия собственной позиции, умения ее обосновывать.
Во-вторых, потому, что предполагает знание фактического материала, используемого в качестве аргументов. Вопрос о том, как писать сочинение-рассуждение, – один из ключевых при подготовке к ЕГЭ.

Вам предстоит освоить некоторые теоретические аспекты написания сочинения-рассуждения. Этот тип сочинения нередко предлагается в части С при написании ЕГЭ. Мы хотим, чтобы вы успешно справились с заданием, поэтому внимательно ознакомьтесь с теорией, а чтобы лучше закрепить материал, мы вам предлагаем пройти тест.

Особенности написания сочинения-рассуждения

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно - следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме: почему? что из этого следует? так как, ибо, следовательно, потому что, таким образом, поэтому

тезис – аргументы – факты – доказательства  - вывод

В письменной речи границы между тезисом, аргументами и выводом часто совпадают с абзацным членением.

Выделяют два типа композиционного построения сочинения-рассуждения.

1 тип:

1. Введение.

2. Тезис.

3. Доказательства.

4. Выводы

2 тип:

Тезис - Почему? Потому что - Обоснование: аргументы, примеры - Что из этого следует? - Вывод

Виды сочинений-рассуждений

Выделяется несколько видов рассуждения:

- рассуждение - доказательство

- рассуждение - объяснение

- рассуждение - размышление

Различие между объяснением и доказательством заключается в следующем: основная мысль объяснения не вызывает споров, с основной мыслью доказательства можно не согласиться. В объяснении речь идёт о конкретных, наблюдаемых явлениях, в доказательстве, как правило, - об абстрактных понятиях. Объяснение знакомит нас с фактами, ранее неизвестными нам, но бесспорными. Доказательство предлагает своё решение спорной проблемы.

Рассмотрим некоторые понятия.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения. 

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать

В вашем сочинении тезис обозначит ваше согласие или несогласие с мнением автора.  В тезисе заключается тема рассуждения. Можно включить в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля, которая помогает более точно выразить мысль. При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными.

Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации. Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

Основными видами аргументации являются доказательство и опровержение .

1. Доказательство - это операция установления истинности тезиса. Оно может быть прямым и косвенным.

Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Такой способ наиболее часто используется в построении мини-сочинений.

Косвенное (непрямое) доказательство- это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем дока­зательства ложности антитезиса.

2. Опровержение - это логическая операция установления ложно­сти или необоснованности выдвинутого тезиса. Необходимо использовать аргу­менты, которые помогут опровергнуть тезис и прийти к сформулированному антитезису.

Виды аргументации

Доказательство

Опровержение

Прямое

Косвенное

Прямое

Косвенное

От тезиса с помощью аргументов, доказывающих его истинность, к истинному тезису (заключение)

От антитезиса с помощью аргументов, доказывающих его ложность, к истинному тезису (заключение)

От тезиса с помощью аргументов, опровергающих его, к антитезису (заключение)

Через выдвижение антитезиса с помощью аргументов, доказывающих истинность антитезиса, к антитезису (заключение)

 












При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:

Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...

Я часто задумываюсь над...

По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как... 

Можно согласиться с автором...

В целом я согласен с автором текста, однако...

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены • примеры из художественной литературы; • пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; • факты, события; • примеры из личной жизни и жизни окружающих; • ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; • примеры из средств массовой информации; • законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; • ссылки на признанные авторитеты; • цитаты из авторитетных источников и т. д.

В этой части может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.

При переходе к аргументу-примеру используются слова: например, приведем пример, обратимся к примеру, вот один из ярких примеров и др.

Заключительная часть рассуждения может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.

Вывод может быть связан с доказательством посредством слов: поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… и др.

 

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С)

при подготовке к ЕГЭ

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст)

Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

… – вот тема, к которой обращается автор текста.

Этот текст (статья) о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Этот текст о …

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

3) с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в  вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

2. Определив тему, сформулируйте проблему.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Рекомендуемые шаблоны: автором проблема может быть: поставлена , изложена, рассмотрена , выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована

Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...

По мнению автора, ...

Автор считает, что...

Публицист убежден в том, что...

Автор заставляет задуматься о...

Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...

Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...

Автор всерьез обеспокоен...

Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

 Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.

При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:

Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...

Я часто задумываюсь над...

По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...

Можно согласиться с автором...

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...

Содержит вывод из написанного: о справедливости тезиса, о верности позиции

В финальной части необходимо развернуть мысль, высказанную во вступлении, или логически завершить её:

- можно подчеркнуть солидарность с автором, передав общее впечатление о прочитанном;

- можно использовать кольцевую композицию и «закруглить «текст, дав ответ на вопрос, поставленный во вступлении (это особенно хорошо – логично и стройно);

- уместно привести афоризм, цитату, пословицу.

- В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на ...

- В заключение можно отметить …

- Особо следует выделить… 

Изучив вышеизложенный материал, Вы можете пройти тестирование и получить сертификат об обучении.